октября 04, 2008

Учись и учись учиться!

Текст без знаков препинания. О чем он?
Он – демонстрация направленности Школы «Стожар» на использование Го, как инструмента для организации, и развития в процессе самой этой организации, одной из важнейших сторон человеческого взаимодействия с окружающим нас миром, - Познания.
Что Познание без Нучения?
Учение – один из частных субпроцессов Познания. Учиться – значит активно и целеустремленно увеличивать и структурировать ВСП (внутреннее субъективное пространство личности), а значит – изменяться. Учиться изменяться – вот один из главных смысловых слоев «беспунктуального» девиза!
Для того чтобы увидеть другие смыслы - измените пунктуацию.


Учись, и учись учиться! И перед нами направление движения!
Учись И – учись учиться! И перед нами метод и инструмент!
Учись и учись… учиться! И теперь перед нами указание на отсутствие пределов совершенства!

Подобная игра слов и символов очень характерна, как для суфийской, так и для даосской традиций, которые находятся между собой в далеком, но безусловном родстве. Последняя, кстати, имеет прямое и непосредственное отношение к древнему Искусству «И». Именно в даосской традиции получила дополнительный импульс техника медитации за гобаном, сохраненная до сих пор в некоторых спортивных (!) школах И Го в Японии. Именно даосы сохранили и развили ряд специфических психотехник на основе занятия игрой в Го. Они же сберегли и философские концепции Го. Об этом вполне отчетливо говорят древние трактаты. Вот, для примера, отрывок из текста Сунь Хэ, Правителя древнего царства «У»: «Если рассмотреть И, как теорию Дао, то оно отлично от учения Кун Цзы…»
Не будем глубоко вдаваться в детали. Отметим лишь, что Сунь Хэ был конфуцианцем и не очень-то жаловал даосов и всего того, что с ними связанно. Досталось от него под горячую руку и «расширителю ВСП» - старинной даосской практике «И».
Часть её методов досталась нам в наследство вместе с самим «Инструментом». Другая – была собрана по крупицам в архивной пыли древних трактатов. Ещё одна часть - реконструирована. Благо Го, являясь «Искусством прогноза» и «Искусством Стратегии», все же позволяет это делать.
Суфийской же традиции Школа «Стожар» обязана многими методами и приёмами обучения. К слову говоря, именно суфизм (Трансцендентальная философия – см. Идрис Шах. Суфизм. Москва. Клышников, Комаров и Ко, 1994, стр.204.) достаточно успешно решает вопросы практического ускорения познания.
Завершая тему девиза, хочется напомнить одно из поучений Го, имеющее непосредственное отношение, как к названию Школы, так и к её девизам. Оно гласит: «Стремись, чтобы каждый ход был по возможности непроявленным, но наполненным!»


.